Буквально 20 лет назад никто не слышал о профессиях SMM-менеджера, видеоблогера или разработчика мобильных приложений. С тех пор скорость появления инноваций выросла в несколько раз. Сложно предугадать, какие профессии появятся на рынке труда еще через несколько лет, но он точно изменится.
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции: в будущем работодателей главным образом будут интересовать навыки, которые невозможно заменить алгоритмами:
-Решение комплексных задач.
-Критическое мышление.
-Творческое мышление.
-Управление людьми.
-Работа в команде.
-Распознавание эмоций других людей и своих собственных, управление ими.
-Формирование суждений и принятие решений.
-Ориентированность на клиента.
-Ведение переговоров.
-Быстрое переключение с одной задачи на другую.
К 2020 году критическое мышление и креативность войдут в тройку самых востребованных навыков. В западном мире их называют Soft Skills (гибкие навыки) в противовес «жестким» профессиональным навыкам.
В России педагоги сократили Давосскую десятку до списка из четырех ключевых навыков, получившего название «Система 4К»:
-Критическое мышление (Critical Thinking).
-Креативность (Creativity).
-Коммуникация (Communication).
-Координация (Coordinating With Others).
Подробнее о каждом из четырех «К»
Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
Креативность позволяет разносторонне взглянуть на ситуацию, принять нестандартное решение и чувствовать себя уверенно, когда обстоятельства вносят изменения в намеченную стратегию. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи, а также разрабатывать, внедрять и передавать их другим.
Коммуникация — это умение четко формулировать мысли с использованием устных, письменных и невербальных навыков общения. Слушать собеседника и эффективно расшифровывать смысл, учитывая знания, ценности, отношения и намерения говорящего.
Координация (или сотрудничество) — это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределить роли и оценить результат.